2014 Г. СУДЕБНЫЙ СПОР О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ОТКАЗА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. ТРЕБОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕНЫ СУДОМ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОСТАВЛЕНО В СИЛЕ СУДОМ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

Открыть оригинал документа:РЕШЕНИЕ СУДА 2014 Г.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

13 августа 2014 года                                                                                                                                                                                             Дело № А35-2357/2014

Резолютивная часть решения объявлена 04.08.2014

Полный текст решения изготовлен 13.08.2014

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Матвеевой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смотровой С.В. рассмотрел после объявленного перерыва в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз»

к Администрации города Курчатова Курской области

о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 06.03.2014, третьи лица: Комитет по управлению имуществом города Курчатова, Комитет архитектуры Администрации города Курчатова.

В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя:

Комардин А.Н. – по доверенности от 20.02.2014,

Малиновский Д.Н. – по доверенности о 01.03.2014, № 1,

от заинтересованного лица: Гридина Е.А. – по доверенности от 21.03.2014, № 1476,

от третьих лиц:

Комитет по управлению имуществом города Курчатова: не явился, извещен надлежащим образом, Комитет архитектуры Администрации г. Курчатова: Ветчинова И.А. – по доверенности от 16.07.2014, № 3591.

Общество с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз» обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Курчатова Курской области в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, выраженный в письме от 06.03.2014г. и об обязании Администрации города Курчатова Курской области выдать ООО «Спорт-Союз» утвержденную схему расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

В обоснование заявленных требований ООО «Спорт-Союз» указало, что действия Администрации города Курчатова Курской области, выразившиеся в письме от 06.03.2014 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, являются незаконными и нарушающими права заявителя, так как заявителем в период арендных отношений между ООО «Спорт-Союз» и Администрацией города Курчатова Курской области, а именно – в 2011 году, на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером 46:31:010605:167 из земель населенных пунктов, площадью 2800 кв.м. был построен объект недвижимого имущества – незавершенный строительством ледовый каток (1 этап). Заявитель еще не является собственником построенного им на земельном участке объекта незавершенного строительством, т.к. не имеет возможности зарегистрировать свои права на данный объект ввиду отсутствия кадастрового учета земельного участка. Таким образом, без оформления прав заявителя на земельный участок он не имеет законного основания для обращения в УФРС по Курской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости, т.к. у ООО «Спорт-Союз» отсутствует возможность по вине администрации города Курчатова продлить на новый срок договор аренды земельного участка. Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Администрация города Курчатова Курской области заявленные требования не признала, ссылаясь на правомерность отказа, представлен отзыв с возражениями против удовлетворения заявленных требований, в котором указано, что, на земельном участке, расположенном с северной стороны жилых домов №№37, 41 на ул. Энергетиков находится введенный в эксплуатацию объект недвижимости «Ледовый каток» (1 этап) не прошедший регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области для регистрации права на объект недвижимости «Ледовый каток. 1 этап». Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, лицу, не являющемуся собственником этого объекта.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом города Курчатова и Комитет архитектуры Администрации города Курчатова.

В письменном отзыве Комитет по управлению имуществом города Курчатова поддержал доводы Администрации города Курчатова, указав, что так как на объект недвижимости, находящийся на земельном участке, утвердить схему расположения которого просит заявитель, не зарегистрировано право собственности, то и приобретение прав на спорный земельный участок осуществлено быть не может.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования изложенные в заявлении, ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве, ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов.

Ходатайства судом удовлетворены, документы приобщены к материалам дела.

Представитель Комитета архитектуры Администрации г. Курчатова Курской области поддержал позицию заинтересованного лица, письменное мнение на заявленные требования не представил.

В судебном заседании, назначенном на 28.07.2014, в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 04.08.2014, о чем вынесено протокольное определение. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Дело рассмотрено в соответствии с частью 3 статьи 156, статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя Комитета по управлению имуществом г. Курчатова.

Рассмотрев материалы дела, и выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз», место нахождения – 307251, Курская область, город Курчатов, ул. Гайдара, д. 7, зарегистрировано в качестве юридического лица 27.02.2008 Межрайонной ИФНС России №2 по Курской области за ОГРН 1084613000053, ИНН 4634009730.

В соответствии с постановлением Главы города Курчатова от 31.10.2008 № 1168 «О предварительном согласовании места размещения объекта «Ледовый каток» ООО «Спорт-Союз» в 5-м микрорайоне г. Курчатова», постановлениями Главы города Курчатова «О предоставлении в аренду земельного участка на территории города Курчатова из земель населенных пунктов» от 19.01.2009 № 9 (договор № 3 от 19.01.2009), от 27.04.2009 № 426 (договор № 44 от 27.04.2009), от 20.08.2009 № 959 (договор № 83 от 20.08.2009), от 31.12.2009 № 1767 (договор № 138 от 31.12.2009), от 20.05.2010 № 921 (договор № 73 от 20.05.2010) в период с 2009 года по май 2010 года заявителю предоставлялся в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2800 м2 , расположенный в 5 микрорайоне г. Курчатова с северной стороны жилых домов №№ 37, 41 по ул. Энергетиков, для проведения проектно-изыскательных работ.

Впоследствии в соответствии с постановлением Главы города Курчатова от 31.10.2008 № 1168 «О предварительном согласовании места размещения объекта «Ледовый каток» ООО «Спорт-Союз» в 5-м микрорайоне г. Курчатова», постановлениями Главы города Курчатова «О предоставлении в аренду земельного участка на территории города Курчатова из земель населенных пунктов» от 09.08.2010 № 1500 (договор № 128 от 09.08.2010), от 27.12.2010 № 2457 (договор № 193 от 31.12.2010), постановлениями администрации города Курчатова «О предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов» от 21.12.2011 № 2222 (договор № 171 от 21.12.2011) заявителю предоставлялся в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2800 м2 , расположенный в 5 микрорайоне г. Курчатова с северной стороны жилых домов №№ 37, 41 по ул. Энергетиков, под строительство объекта «Ледовый каток».

21.12.2011 между комитетом по управлению имуществом г. Курчатова (арендодатель) и ООО «Спорт-Союз» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 171 сроком по 11.12.2012.

Согласно уведомлению филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области № 46/12-1-141548 от 19.11.2012 земельный участок с кадастровым номером 46:31:010605:167 в базе данных ГКН отсутствует, так как указанные сведения аннулированы и исключены из ГКН 27.07.2012 на основании части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с тем, что в течение двух лет со дня постановки на учет не осуществлена государственная регистрация права на данный земельный участок.

Письмом от 07.12.2012 ООО «Спорт-Союз» обратилось к комитету по управлению имуществом г. Курчатова с просьбой заключить договор аренды земельного участка площадью 2800 м2 на срок 364 дня с 12.12.2012.

Письмом № 4147 от 24.12.2012 комитет по управлению имуществом г. Курчатова сообщил заявителю, что для заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка необходимо направить в администрацию города Курчатова письменное обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории; после издания постановления администрации города Курчатова об утверждении данной схемы правовой акт необходимо направить в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области; направить в комитет по управлению имуществом г. Курчатова кадастровый паспорт земельного участка.

Письмом от 15.04.2013 исх. № 2422 комитет по управлению имуществом г. Курчатова направил ООО «Спорт-Союз» соглашение о расторжении договора №171 аренды земельного участка от 21.12.2011.

В ответ на соглашение о расторжение договора №171 аренды земельного участка от 21.12.2011, ООО «Спорт-Союз» сообщило о несогласии расторжения договора и предложило Администрации города Курчатова заключить долгосрочный договор аренды земельного участка, чтобы закончить строительные работы по возведению объекта «Ледовый каток» и приступить к его эксплуатации.

04.02.2014 ООО «Спорт-Союз» обратилось в Администрацию города Курчатова Курской области с заявлением об изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, площадью 2800 м2 , расположенного в 5-им микрорайоне с сверенной стороны жилых домов №№37, 41 на ул. Энергетиков, г. Курчатова.

Письмом от 06.03.2014 Администрация города Курчатова Курской области сообщила заявителю что, так как на земельном участке, расположенном с северной стороны жилых домов №№37, 41 на ул. Энергетиков находится введенный в эксплуатацию объект недвижимости «Ледовый каток. 1 этап» не прошедший регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области для регистрации права на объект недвижимости «Ледовый каток. 1 этап» ООО «Спорт-Союз» необходимо обратиться в суд для признания права собственности на данный объект. При положительном решении суда ООО «Спорт-Союз» может повторно обратиться с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

Полагая, что действия Администрации города Курчатова Курской области, выразившиеся в письме от 06.03.2014 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО «Спорт-Союз», заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Требования заявителя арбитражный суд полагает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия – незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению для признания оспариваемых действий незаконными необходимо одновременно наличие двух факторов: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей не связанных со строительством определен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти или органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в том числе путем принятия акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков.

В силу ч.ч. 2, 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с указанием в нем целей использования земельного участка, его предполагаемом размере, местоположении, с указанием вида испрашиваемого права на землю.

Во исполнение положений ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ Главой города Курчатова Курской области принято Постановление от 24.04.2009 №421 «Об утверждении положения о схеме расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории», которым утверждено «Положение о схеме расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории» (далее Положение).

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории изготавливается отделом архитектуры и градостроительства администрации города и утверждается постановлением Главы города. Учетный номер схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории присваивается после ее утверждения (пункт 4 Положения).

В случае обращения заявителей в администрацию города Курчатова с заявлением о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории готовится администрацией города с учетом зонирования территории и выдается отделом архитектуры и градостроительства администрации города в месячный срок со дня поступления заявления (пункт 6 Положения).

Из материалов дела следует, что ООО «Спорт-Союз» 04.02.2014 обратилось к главе города Курчатова и Комитету архитектуры и капитального строительства Администрации города Курчатова Курской области с заявлением об изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5-й микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков. В обоснование поданного заявления ООО «Спорт-Союз» указывает о необходимости согласования схемы земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории для постановки его на кадастровый учет и заключения в последующем с Администрацией города Курчатова договора аренды этого земельного участка.

Письмом от 06.03.2014 Администрация города Курчатова Курской области отказала в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5-й микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков, в связи с тем, что на указанном земельном участке находится введенный в эксплуатацию объект недвижимого имущества – «Ледовый каток. 1 этап», не прошедший государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.

Как следует из материалов дела, на земельном участке схему расположения которого просит утвердить заявитель, находится введенный в эксплуатацию объект недвижимости «Ледовый каток» (1 этап). То есть, заявитель, в данном случае, обратился в Администрацию г. Курчатова Курской области не в порядке ст. 34 ЗК РФ для целей, не связанных со строительством, а в порядке ст. 36 ЗК РФ в целях завершения строительства объекта недвижимости «Ледовый каток».

В статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Процедура приобретения прав на земельные участки включает в себя, в том числе, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок». При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке среди прочих документов пунктом 4 названного Перечня предусмотрено представление выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или: уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что предусмотренные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 документы, подтверждающие наличие у ООО «Спорт-Союз» права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на территории испрашиваемого земельного участка, заявителем в Администрацию г. Курчатова Курской области представлены не были.

Таким образом, статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, несобственнику этого объекта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В связи с отсутствием государственной регистрации права на объект недвижимого имущества в установленном порядке, Администрация города Курчатова правомерно отказала ООО «Спорт-Союз» в изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности доводов, изложенных в заявлении, и отклоняет их как основанные на неправильном толковании норм права.

С учетом изложенного, действия Администрации города Курчатова Курской области, выраженные в письме от 06.03.2014 об отказе в изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков, арбитражный суд считает законными и обоснованными.

Оценив доводы заявителя, арбитражный суд, с учетом изложенных норм права и фактических обстоятельств дела, приходит к выводу о том, что заявленное требование не подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание положения ст.ст.101, 106, 110, 112 АПК РФ, ст.333.21 Налогового кодекса РФ расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 197, 198, 200 – 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз» о признании незаконным отказа Администрации города Курчатова Курской области в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, выраженного в письме от 06.03.2014, и обязании Администрации города Курчатова Курской области выдать ООО «Спорт-Союз» утвержденную схему расположения земельного участка, отказать.

Оспариваемые действия проверены судом на соответствие нормам Земельного кодекса Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья О.А. Матвеева

 

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 ноября 2014 года                                                                                                                                                                                                 Дело № А35-2357/2014 г.

Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2014 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Семенюта Е.А.,

судей Протасова А.И.,

Донцова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз»:

Комардин А.Н. представитель по доверенности от 20.02.2014, паспорт РФ,

Малиновский Д.Н. представитель по доверенности № 1 от 01.03.2014, паспорт РФ;

от Администрации города Курчатова Курской области: Гридина Е.А. представитель по доверенности № 1476 от 21.03.2014, паспорт РФ;

от Комитета по управлению имуществом города Курчатова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Комитета архитектуры Администрации города Курчатова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз» на решение Арбитражного суда Курской области от 13.08.2013 по делу № А35-2357/2014 (судья Матвеева О.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз» (ОГРН 1084613000053, ИНН 4634009730) к Администрации города Курчатова Курской области, при участии третьих лиц: Комитета по управлению имуществом города Курчатова, Комитета архитектуры Администрации города Курчатова о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 06.03.2014,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз» (далее – ООО «Спорт-Союз», Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Курчатова Курской области (далее – Администрация) в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, выраженный в письме от 06.03.2014 и об обязании Администрации города Курчатова Курской области выдать ООО «Спорт-Союз» утвержденную схему расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по управлению имуществом города Курчатова и Комитет архитектуры Администрации города Курчатова.

Решением Арбитражного суда Курской области от 13.08.2014, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Спорт-Союз» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы общество с ограниченной ответственность «Спорт-Союз» ссылается на то, что суд первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта необоснованно руководствовался положениями ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок». Названные нормативные акты регулируют порядок приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения, вместе с тем, обращаясь в Администрацию с письмом от 04.02.2014 Общество не просило передать соответствующий земельный участок в собственность, либо в аренду, а обратилось с заявлением об изготовлении, утверждении, выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

Обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что письмом от 24.12.2012 зам. Главы Администрации – председателя Комитета по управлению имуществом г. Курчатова, было сообщено, что сведения об испрашиваемом объекте недвижимости аннулированы кадастровым органом, в связи с чем, Обществу необходимо осуществить постановку соответствующего земельного участка на кадастровый учет и направить в Администрацию обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, что в свою очередь ООО «Спорт-Союз» и было сделано.

Считает решение суда области незаконным и необоснованным.

Представители Общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, просили обжалуемый судебный акт отменить, а жалобу удовлетворить.

Администрация города Курчатова в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылается на то, что утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на котором расположены здания, строения, сооружения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). В соответствии с нормами действующего законодательства не допускается предоставление земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования лицу, не являющемуся собственником этого объекта, в связи с чем, обращение Общества рассматривалось в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Указывает на то, что ссылки на Постановление Главы города Курчатова от 24.04.2009 № 421 «Об утверждении Положения о схеме расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории» не основательны, поскольку данное постановление противоречит нормам Земельного Кодекса РФ.

Считает решение суда области законным и обоснованным.

Представитель Администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решении суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Комитет по управлению имуществом города Курчатова, Комитет архитектуры Администрации города Курчатова отзывы в суд апелляционной инстанции не представили, доводы жалобы не оспорили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие их представителей.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемого решения.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз» зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке, одним из видов деятельности последнего является строительство спортивных сооружений.

В соответствии с постановлением Главы города Курчатова от 31.10.2008 № 1168 «О предварительном согласовании места размещения объекта «Ледовый каток» ООО «Спорт-Союз» в 5-м микрорайоне г. Курчатова», постановлениями Главы города Курчатова «О предоставлении в аренду земельного участка на территории города Курчатова из земель населенных пунктов» от 19.01.2009 № 9 (договор № 3 от 19.01.2009), от 27.04.2009 № 426 (договор № 44 от 27.04.2009), от 20.08.2009 № 959 (договор № 83 от 20.08.2009), от 31.12.2009 № 1767 (договор № 138 от 31.12.2009), от 20.05.2010 № 921 (договор № 73 от 20.05.2010) в период с 2009 года по май 2010 года заявителю предоставлялся в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2800 м2, расположенный в 5 микрорайоне г. Курчатова с северной стороны жилых домов №№ 37, 41 по ул. Энергетиков, для проведения проектно-изыскательных работ.

Кроме того, постановлениями Главы города Курчатова «О предоставлении в аренду земельного участка на территории города Курчатова из земель населенных пунктов» от 09.08.2010 № 1500 (договор № 128 от 09.08.2010), от 27.12.2010 № 2457 (договор № 193 от 31.12.2010), постановлениями администрации города Курчатова «О предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов» от 21.12.2011 № 2222 (договор № 171 от 21.12.2011) заявителю предоставлялся в аренду данный земельный участок под строительство объекта «Ледовый каток».

Постановлением от 23.11.2010 №2215 утвержден градостроительный план земельного участка.

Согласно Постановления от 29.11.2010 №2252 ООО «Спорт-Союз» выдано разрешение на строительство объекта «Ледовый каток.1 этап» на спорном земельном участке.

ООО «Спорт-Союз» выдано 27.05.2011 разрешение на ввод в эксплуатацию Объекта «Ледовый каток. 1 этап».

21.12.2011 между Комитетом по управлению имуществом г. Курчатова (арендодатель) и ООО «Спорт-Союз» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 171 сроком по 11.12.2012.

Письмом от 07.12.2012 ООО «Спорт-Союз» обратилось к Комитету по управлению имуществом г. Курчатова с просьбой заключить договор аренды земельного участка площадью 2800 м2 на срок 364 дня с 12.12.2012.

В ответ на заявление Общества о заключении договора аренды спорного земельного участка Комитет по управлению имуществом г. Курчатова письмом № 4147 от 24.12.2012 сообщил заявителю, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 46:31:010605:167 аннулированы на основании части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», для постановки на кадастровый учет земельного участка необходимо направить в Администрацию города Курчатова письменное обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. В письме указано, что после издания постановления администрации города Курчатова об утверждении данной схемы правовой акт необходимо направить в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области, направить в Комитет по управлению имуществом г. Курчатова кадастровый паспорт земельного участка для заключения договора аренды данного участка.

Письмом от 15.04.2013 исх. № 2422 Комитет по управлению имуществом г. Курчатова направил ООО «Спорт-Союз» соглашение о расторжении договора №171 аренды земельного участка от 21.12.2011.

В ответ на данное обращение ООО «Спорт-Союз» сообщило о несогласии расторгнуть договор и предложило Администрации города Курчатова рассмотреть вопрос о заключении долгосрочного договора аренды земельного участка, чтобы закончить строительные работы по возведению объекта «Ледовый каток» и приступить к его эксплуатации.

04.02.2014 ООО «Спорт-Союз» обратилось в Администрацию города Курчатова Курской области с заявлением об изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, площадью 2800 м2, расположенного в 5-м микрорайоне с северной стороны жилых домов №№37, 41 на ул. Энергетиков, г. Курчатова.

В ответ на данное обращение Администрация города Курчатова Курской области письмом от 06.03.2014 сообщила заявителю, что, поскольку на испрашиваемом земельном участке находится введенный в эксплуатацию объект недвижимости «Ледовый каток. 1 этап», не прошедший регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, для регистрации права на объект недвижимости «Ледовый каток. 1 этап» ООО «Спорт-Союз» необходимо обратиться в суд для признания права собственности на данный объект. При положительном решении суда ООО «Спорт-Союз» может повторно обратиться с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. При этом администрация сослалась на положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что приобретать права на земельный участок могут собственники недвижимого имущества, расположенного на этих участках.

Не согласившись с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженным в данном письме, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области пришел к выводу о том, что в связи с отсутствием государственной регистрации права на объект недвижимого имущества в установленном порядке, Администрация города Курчатова правомерно отказала ООО «Спорт-Союз» в изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков, сославшись на положения ст.36 Земельного кодекса РФ, Приказа Минэкономразвития №475 от 13.09.2011 №475.

Не соглашаясь с выводами суда области, апелляционная коллегия полагает, что судом области не учтено следующее.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом основаниями для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно их несоответствие закону и нарушение указанным ненормативным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.

Как было указано ранее и усматривается из материалов дела, Общество обратилось к Главе города Курчатова с заявлением от 07.02.2014 о заключении договора аренды земельного участка для строительства объекта «Ледовый каток» площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков на 364 дня.

На указанное заявление Администрация города Курчатова сообщила, что сведения об испрашиваемом объекте недвижимости аннулированы кадастровым органом согласно ч.4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Обществу необходимо осуществить постановку соответствующего земельного участка на кадастровый учет и направить в Администрацию письменное обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. Для заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка ООО «Спорт-Союз» необходимо направить в Комитет по управлению имуществом города Курчатова кадастровый паспорт.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

С учетом вышеуказанного письма, в силу названных норм, являясь лицом заинтересованным, поскольку заявитель намерен закончить строительство объекта «Ледовый каток» (объем незавершенного строительства 95%), возведенного им на спорном земельном участке, предоставляемом ему ранее на правах аренды, последний обратился в Администрацию с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка.

При этом, схема расположения земельного участка на кадастровом плане необходима Обществу для получения кадастрового паспорта земельного участка как для государственной регистрации права на объекты недвижимости в силу Федерального Закона “О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним” N 122-ФЗ, так и для заключения договора аренды земельного участка и реализации возможности впоследствии обратиться за его выкупом.

Факт нахождения на земельном участке, об утверждении схемы расположения которого просил заявитель, введенного в эксплуатацию объекта недвижимости «Ледовый каток» (1 этап) не опровергается ни ответчиком, ни третьими лицам, а также нашел отражение в обжалуемом судебном акте.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости” (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).

Постановлением Главы города Курчатова Курской области от 24.04.2009 №421 утверждено положение о схеме расположения земельного участка на кадастровом плане (карете) соответствующей территории (далее – Положение).

Данное Положение регламентирует вопросы подготовки схем расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) соответствующей территории в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка (п.2 Положения).

Пунктом 3 названного Положения устанавливается перечень документов, представляемых с заявлением в целях изготовления и утверждения схем расположения земельного участка на кадастровом плане.

Заявитель утверждает, что представил полный пакет необходимых документов, что не опровергнуто Администрацией.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории изготавливается отделом архитектуры и градостроительства администрации города и утверждается постановлением Главы города. Учетный номер схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории присваивается после ее утверждения (п.4 Положения).

В случае обращения заявителей в администрацию схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории готовится администрацией города с учетом зонирования территории и выдается отделом архитектуры и градостроительства администрации города в месячный срок со дня поступления заявления.

После получения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством РФ (п.6 Положения).

Из анализа Положения следует, что оно не ставит в зависимость изготовление, утверждение и выдачу схемы расположения земельного участка от наличия на этом земельном участке зданий, строений, в том числе не завершенных объектов строительства.

Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что положения ст. 36 ЗК РФ регулируют порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения (право собственности, либо иных ограниченных вещных прав), и в т.ч. предполагают наличие утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

Приказ Минэкономразвития от 13 сентября 2011 г. N 475 «Об утверждения перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» устанавливает необходимый перечень документов необходимых для приобретения прав на земельный участок.

Между тем, процедура изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в частности необходима для последующей постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, только впоследствии происходит оформление соответствующих прав.

Из письма Администрации от 06.03.2014, следует, что Администрация города Курчатова фактически отказала ООО «Спорт-Союз» в изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, что противоречит вышеназванным нормам и нарушает права заявителя.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает отказ Администрации города Курчатова Курской области в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, выраженный в письме от 06.03.2014 не соответствующим нормам действующего законодательства.

Отказ администрации, не отвечает общим началам и принципам как гражданского, так и земельного законодательства, а именно принципам: единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, поскольку препятствует Обществу в оформлении прав на объект недвижимости и необходимый для их использования земельный участок, а отсутствие документов, подтверждающих право собственности на объект недвижимости, регистрация которых невозможна без наличия документов на земельный участок, где находится объект недвижимости, не может являться основанием для отказа Обществу в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка.

Выводы суда области при установленных фактических обстоятельствах и, исходя из предмета спора, об отсутствии полного пакета документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, предусмотренных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 №475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» и на положения статьи 36 ЗК РФ , согласно которым не допускается предоставление земельного участка не собственнику объекта, расположенного на земельном участке, суд апелляционной инстанции считает ошибочными.

Ссылки Администрации на возможность регистрации Обществом объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, об утверждении схемы расположения которого заявляло Общество, не могут быть приняты во внимание, как основанные на неправильном применении норм действующего законодательства. Довод о том, что обращение ООО «Спорт-Союз» рассматривалось в порядке ст.36 ЗК РФ, в отсутствии такового со стороны Общества, не свидетельствует о правомерности позиции ответчика. Наличие в производстве судов иных дел по спорам, связанным со спорным земельным участком не имеет в данном случае значения для рассматриваемого в рамках настоящего дела заявления. Заявление о том, что Постановление №421 противоречит требованиям ЗК РФ, не принимается. Данное постановление является действующим и не отменено.

Суд апелляционной инстанции находит, что имеется совокупность оснований, предусмотренных ст.198 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований, а именно незаконность оспариваемого отказа и нарушение прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция считает необходимым отменить обжалуемое решение от 13.08.2014 по делу № А35- 2357/2014, удовлетворив заявленные Обществом требования.

В целях реализации апелляционным судом судебного контроля за государственными органами и восстановления нарушенных прав заявителя законодатель в п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, установил, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При этом по смыслу приведенных положений закона, обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя возникает в случае признания оспариваемого акта недействительным или решения незаконным.

В силу названных положений, суд апелляционной инстанции полагает необходимым обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, а именно выдать обществу с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз» утвержденную схему расположения соответствующего земельного участка.

Поскольку по смыслу пунктов 3, 12 части 1 статьи 333.21 НК РФ, при подаче апелляционной жалобы организацией подлежит уплате государственная пошлина в размере 1 000 рублей, излишне уплаченная по чеку-ордеру от 27.08.2014 госпошлина в размере 1 000 рублей, подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз» из федерального бюджета. С Администрации надлежит взыскать 3000 рублей.

Руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз» удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Курской области от 13.08.2014 по делу № А35-2357/2014 отменить.

Признать незаконным отказ Администрации города Курчатова Курской области в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№37, 41 по ул. Энергетиков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, выраженный в письме от 06.03.2014.

Обязать Администрацию города Курчатова Курской области выдать обществу с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз» утвержденную схему расположения соответствующего земельного участка в месячный срок с даты вступления судебного акта в законную силу.

Взыскать с Администрации города Курчатова Курской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз» 3000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз» справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.А. Семенюта

Судьи П.В. Донцов А.И. Протасов

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

5 марта 2015 г.                                                                                                                                                                                                     Дело № А35-2357/2014

г. Калуга

резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2015

постановление изготовлено в полном объеме 05.03.2015

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Смолко С.И.

судей Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А.

при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.

при участии в заседании:

от заявителя – ООО «Спорт-Союз», Курская обл., г. Курчатов, ОГРН 1084613000053 Малиновского Д.Н. –дов. от 12.01.2015 № 1 Комардина А.Н. – дов. от 12.01.2015

от заинтересованного лица – Администрации г. Курчатова Курской обл.

от третьего лица – Комитета по управлению имуществом г. Курчатова Комитета архитектуры Администрации г. Курчатова Гридиной Е.А. – дов. от 15.01.2015 № 71 не явились Ветчиновой И.В. – дов. от 15.01.2015 № 70

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Администрации города Курчатова Курской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу №А35-2357/2014,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Спорт-Союз» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Курчатова Курской области (далее – Администрация) в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2800 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, 5 микрорайон, с северной стороны жилых домов №№ 37, 41 по ул. Энергетиков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, изложенного в письме от 06.03.2014, и об обязании Администрации выдать обществу утвержденную схему расположения земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом города Курчатова (далее – Комитет по управлению имуществом) и Комитет архитектуры Администрации города Курчатова (далее – Комитет архитектуры).

Решением Арбитражного суда Курской области от 13.08.2014 (судья Матвеева О.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 решение суда отменено, заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Администрация просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда второй инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального права.

В отзывах на жалобу общество просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, Комитет по управлению имуществом просит кассационную жалобу удовлетворить, постановление суда второй инстанции отменить.

В судебном заседании представители Администрации и Комитета архитектуры поддержали доводы кассационной жалобы, представители общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу.

Комитет по управлению имуществом надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя Комитета в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в соответствии с постановлением Главы города Курчатова от 31.10.2008 №1168 «О предварительном согласовании места размещения объекта «Ледовый каток» ООО «Спорт-Союз» в 5-м микрорайоне г. Курчатова», постановлениями Главы города Курчатова «О предоставлении в аренду земельного участка на территории города Курчатова из земель населенных пунктов» от 19.01.2009 № 9, 27.04.2009 № 426, 20.08.2009 № 959, 31.12.2009 № 1767, 20.05.2010 № 921 в период с 2009 года по май 2010 года заявителю предоставлялся в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2800 кв.м, расположенный в 5 микрорайоне г. Курчатова с северной стороны жилых домов №№ 37, 41 по ул.Энергетиков, для проведения проектно-изыскательных работ (договоры от 19.01.2009 № 3, от 27.04.2009 № 44, от 20.08.2009 № 83, от 31.12.2009 № 138, от 20.05.2010 № 73).

Постановлениями Главы г. Курчатова «О предоставлении в аренду земельного участка на территории города Курчатова из земель населенных пунктов» от 09.08.2010 № 1500, 27.12.2010 № 2457, постановлениями администрации города Курчатова от 21.12.2011 № 2222 заявителю предоставлялся в аренду данный земельный участок под строительство объекта «Ледовый каток» (договоры аренды от 09.08.2010 №128, 31.12.2010 № 193, 21.12.2011 № 171).

Постановлением Главы г. Курчатова от 23.11.2010 № 2215 утвержден градостроительный план земельного участка.

Постановлением Главы г. Курчатова от 29.11.2010 № 2252 отделу архитектуры и градостроительства предписано выдать обществу разрешение на строительство объекта «Ледовый каток. 1 этап» на спорном земельном участке.

29 ноября 2010 г. отделом архитектуры и градостроительства обществу выдано разрешение на строительство № ru46303000-21 на срок до 29.05.2011 (т.1, л.д.87).

Постановлением Главы г. Курчатова от 27.05.2011 № 867 отделу архитектуры и градостроительства предписано выдать обществу разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Ледовый каток. 1 этап». 27 мая 2011 г. отдел архитектуры и градостроительства выдал обществу разрешение № ru46303000-5а на ввод в эксплуатацию объекта «Ледовый каток. 1 этап».

В связи с окончанием срока договора аренды от 21.12.2011 № 171 общество 07.12.2012 обратилось с заявлением к Главе г. Курчатова с просьбой заключить договор аренды земельного участка площадью 2800 кв.м с 12.12.2012 на срок 364 дня.

Письмом от 24.12.2012 за исх. № 4147 Комитет по управлению имуществом сообщил обществу, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 46:31:010605:167 аннулированы на основании части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости); для постановки земельного участка на кадастровый учет необходимо направить в Администрацию письменное обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.

4 февраля 2014 г. общество обратилось в Администрацию с заявлением об изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории площадью 2800 кв.м, расположенного в 5-м микрорайоне с северной стороны жилых домов №№ 37, 41 на ул. Энергетиков г. Курчатова.

Письмом от 06.03.2014 Администрация отказала обществу в изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, ссылаясь на то что на земельном участке расположен введенный в эксплуатацию, но не прошедший государственную регистрацию объект недвижимости, а, значит, оформить земельный участок в соответствии с требованиями ст.36 Земельного кодекса РФ нельзя, предложила обратиться в суд с иском о признании права собственности на объект недвижимости (т.1, л.д.115).

Не согласившись с отказом Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что законных оснований для изготовления, утверждения и выдачи обществу схемы расположения земельного участка у Администрации не имеется.

Апелляционный суд, учитывая, что первый этап объекта «Ледовый каток» обществом построен с соблюдением требований законодательства и введен в эксплуатацию, что земельный участок аннулирован как объект в связи с тем, что не прошел государственную регистрацию в течение двух лет с момента постановки на учет в соответствии с действующим на 2012 год законодательством, что обществу необходимо достроить объект недвижимости (объект построен на 95%), решение суда первой инстанции отменил и требование общества удовлетворил.

Суд кассационной инстанции согласен с судебным актом апелляционного суда.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21 части 2 статьи 7 указанного Закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с п. 2 ст. 20 названного Закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Суд второй инстанции со ссылкой на Положение о схеме расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, утвержденное Постановлением Главы города Курчатова Курской области от 24.04.2009 №421 и действующее в спорный период, применительно к положениям п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ, пришел к правильному выводу о незаконности отказа Администрации обществу в изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и нарушении данным отказом прав и законным интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах суд второй инстанции по праву отменил решение суда и требования общества удовлетворил.

Оснований для отмены постановления суда от 20.11.2014 не усматривается.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.ст.289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу №А35-2357/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий судья С.И. Смолко

судьи Н.В. Ключникова Г.А. Стрегелева