Чек-лист по подготовке претензии

Нужно ли отправлять претензию? |  В каких случаях необходимо направлять претензию?

По многим категориям споров установлен обязательный к соблюдению досудебный (претензионный) порядок урегулирования.

Так, в силу норм части 4 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  для большинства споров, подведомственных арбитражному суду обязателен досудебный порядок урегулирования. По общему правилу, подать иск в арбитражный суд можно только по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии.

По всем спорам с перевозчиками обязателен претензионный порядок урегулирования.

Однако, даже в случаях, когда направлять претензию до подачи иска в суд закон не обязывает, такое действие может быть целесообразно, так как возможно потенциальный ответчик добровольно удовлетворит заявленные требования и в суд обращаться не придется.

 

Что должно быть указано в претензии? | Обязательные реквизиты претензии

Законодательством не установлено каких-либо требований к форме и содержанию претензии, ниже приведенные советы основаны на практике составления юридических документов.

Вне зависимости от того, какое требование заявляется в претензии в ней должно быть указано:

 

 От кого и кому направляется претензия:

– для граждан: ФИО полностью, адрес регистрации по месту жительства (прописка);

– для индивидуальных предпринимателей: ФИО полностью, ИНН, ОГРН, адрес регистрации по месту жительства (прописка);

– для организации: полное или сокращенное наименование, ИНН, ОГРН, юридический адрес.

По желанию в претензии можно указать почтовые адреса (адреса для корреспонденции) сторон.

Наименование документа.

Например: претензия об оплате долга по договору займа; требование (претензия) потребителя о незамедлительном безвозмездном устранении исполнителем недостатков услуги, оказанной по договору возмездного оказания услуг; претензия о некачественном оказании платной медицинской услуги и пр.

 

 Описание правоотношений сторон и возникшей проблеме.

Например: “05.03.2019 г. между мной Ивановым И.И. и ООО “Ромашка” был заключен договор купли-продажи стиральной машина № 0000000, за которую мной была уплачена цена в размере **** руб.  01.05.2019 г. в процессе эксплуатации в названном товаре были выявлены следующие дефекты …”

 

 Ссылка на условие договора или норму права.

Например, в вышеприведенном случае – обнаружении дефектов в товаре потребителем, потребитель должен сослаться на нормы Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) “О защите прав потребителей”.

Если вы не знаете на какую норма закона следует сослаться, то можно не указывать нормы дающие право заявлять требование лицу, которому направляется претензия, лучше не указать норму, чем сделать ошибку.

 

 Требование, с указанием срока его исполнения. Если требование заключается в оплате денежных средств, то с указанием реквизитов для их оплаты.

Например: “На основании вышеизложенного прошу вас компенсировать расходы на произведенный ремонт в размере *** руб. в течение 10-ти дней с момента доставки настоящей претензии по юридическому адресу. Реквизиты для оплаты денежных средств прилагаю к настоящей претензии”

 

 ФИО отправителя претензии, подпись и дата.

 

Как правильно отправить претензию? | По какому адресу отправить претензию

Претензия может быть доставлена адресату одним из следующих способов:

– направлена заказным письмом ФГУП Почта России;

– направлена службой экспресс-почты (доставки);

– вручена нарочно.

Претензия должна быть направлена по адресу:

– гражданину или ИП по месту регистрации по месту жительства (прописке);

– юридическому лицу  по юридическому адресу, указанному в Едином реестре юридических лиц, который можно узнать при помощи официального интернет-сервиса ФНС России – https://egrul.nalog.ru.

По желанию, претензия может быть направлена также по известному почтовому адресу потенциального ответчика.

Если претензия вручается нарочно, то необходимо, что бы на втором экземпляре претензии или ее копии получатель претензии или уполномоченное лицо указало ФИО, подпись и дату получения. Если претензию принял представитель, то необходимо взять у него копию документа, подтверждающего полномочия на получение корреспонденции, например – копию доверенности.

ВАЖНО! В случае если договором предусмотрена возможность обмена документами посредством электронной почты, для соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора все равно необходимо отправить претензию по юридическому адресу или по месту жительства потенциального ответчика, так как в случае подачи иска, суд не посчитает надлежащим соблюдение досудебного порядка урегулирования спора посредством электронной почты, а значит оставит исковое заявление без движения, а в дальнейшем возвратит исковое заявление истцу.

 

Нужен ли адвокат для подготовки претензии? |  Юридическая помощь по написанию претензии

Во многих случаях претензия не является сложным юридическим документом, поэтому изучив информацию о том, как отправить претензию самостоятельно совершить подобное действие юридически грамотно возможно.

Однако, если у вас нет времени или желания разбираться в том, как самому направить претензию, то подобного рода услуги оказывают большинство адвокатов (юристов). Обычно стоимость услуги по подготовке претензии невелика. Претензия, подготовленная адвокатом (юристом) вероятно будет более грамотно оформлена с правовой точки зрения, плюс вы сэкономите время необходимое на изучение информации о том, как это сделать правильно и на составление текста претензии.

За юридической помощью по оставлению претензии также разумно обратиться к адвокату (юристу), если потенциальный судебный спор является сложным, так как при разрешении правовых споров, имеющих специфику важна каждая деталь в поведении сторон.