К публично-правовым образованиям в соответствии с действующим законодательством относятся: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (министерства, службы, агентства, комитеты, управления, администрации и пр.).
Органы государственной и муниципальной власти выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.
Отличительной особенностью споров, вытекающих из публичных правоотношений является то, что одним из участников таких правоотношений всегда выступает публично-правовое образование или его должностное лицо.
Арбитражные суды и суды общей юрисдикции рассматривают различные категории споров с участием государственных и муниципальных органов власти и их должностных лиц — дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; дела о привлечении к административной ответственности, дела о взыскании обязательных платежей и санкций и иные виды споров.
Большую часть споров с участием публично-правовых образований составляют судебные споры об оспаривании решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Главной особенностью указанных споров, рассматриваемых судами является то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) публично-правовых образований или их должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Заявитель обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязан доказывать незаконность оспариваемых им нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственного или муниципального органа власти.
Вышеприведенная норма процессуального законодательства предоставляет лицу, вступающему в спор с публично-правовым образованием преимущество в виде освобождения от доказывания незаконности оспариваемых действий, однако, хотелось бы отметить, что должностные лица и сотрудники государственных и муниципальных органов власти имеют большой опыт и знание всех особенностей законодательства в сфере их компетенции, поэтому для них не составляет труда нормативно обосновать принятое решение, действие (бездействие). В связи с чем, для того что бы признать то или иное деяние публично-правового образования незаконным необходим квалифицированный специалист в области права адвокат или юрист, который изучит все особенности законодательства применимого в конкретном споре с публично-правовым образованием.
Опытный адвокат не только прояснит вопрос о законности и обоснованности действий (бездействий) публично-правового образования или должностного лица с точки зрения верности примененных норм материального права, но и проверит решение или иное действие государственного или муниципального органа власти на соблюдение процедуры его принятия или совершения, так как такие нарушения являются самостоятельным основанием для отмены решения или иного действия указанных субъектов правоотношений.
Юридические услуги также зачастую необходимы физическим и юридическим лицам по спорам об оспаривании административных штрафов, наложенных государственными или муниципальными органами власти. Адвокат поможет установить верно ли применено законодательство, позволяющее привлечь лицо к административной ответственности, проверит расчет суммы наложенного штрафа с учетом всех смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Виды юридических услуг адвоката, по спорам вытекающим из публичных правоотношений: