СЛОМАЛСЯ СМАРТФОН: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Поломка смартфона – распространенная проблема возникающая в жизни современного человека.

В настоящей статье разъясняется как себя вести в рамках правового поля с продавцом товара, в случае поломки гаджета.

Информация содержащаяся в данной статье не относится к случаям когда поломка устройства произошла по вине потребителя – поцарапал, разбил и прочие механические повреждения.

Описанное в настоящей статье, применимо к любому виду технически сложного товара.

 

1. Поломка смартфона в пределах гарантийного срока. Дефект является несущественным.

Если поломка смартфона произошла в пределах гарантийного срока и дефект не является существенным, необходимо заявить письменную претензию продавцу, содержащую одно из следующих требований:

– о соразмерном уменьшении покупной цены;

– о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

У продавца необходимо получить экземпляр претензии с отметкой о получении, или же направить претензию заказным письмом с описью вложения по юридическому адресу продавца.

Продавец вправе провести проверку качества товара, при этом покупатель имеет право присутствовать при ее проведении. Рекомендую потребителю участвовать в проведении экспертизы и передавать смартфон непосредственно эксперту, так как если передать устройство продавцу заранее, возникает риск того, что нечестный продавец произведет со смартфоном какие-либо манипуляции исключающие гарантийное обслуживание, например – опустит его в вводу.

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара рассматриваются в течении 10 дней.

Ремонт производится в срок не более 45-ти дней.

Если по результатам экспертного исследования продавец пришел к выводу, что поломка смартфона произошла по вине потребителя, потребитель вправе оспорить ее результаты в суде.

 

2. Поломка смартфона в пределах гарантийного срока. Дефект является существенным.

Вначале разъясним вопрос о том, какой дефект смартфона может быть признан существенным:

  1. Неустранимый недостаток товара – недостаток, который не может быть устранен посредством ремонта и не позволяет использовать товар по назначению.
  2. Недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов – недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара.
  3. Недостаток товара который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени – недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее 45 дней для устранения недостатка товара или если на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.
  4. Недостаток товара, выявленный неоднократно – различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза и приводящие к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется.
  5. Недостаток, который проявляется вновь после его устранения – недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

В случае наличия у смартфона существенного дефекта потребитель имеет право заявить одно из следующих требований:

  • Потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Срок рассмотрения требования – в течение 20-ти дней со дня предъявления требования.

  • Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены.

Срок рассмотрения требования – в течение 10-ти  дней со дня предъявления требования.

  • Потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

Срок рассмотрения требования о возмещении расходов потребителя на исправление недостатков товара – в течение 10-ти дней со дня предъявления  требования.

Ремонт – не более 45-ти дней с момента предъявления требования, если соглашением сторон не предусмотрен более короткий срок.

  • Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Срок рассмотрения требования – в течение 10-ти дней со дня его предъявления.

Важно в претензии продавцу указать именно то требование, которое покупатель считает для себя наиболее выгодным. Как правило продавец склоняет покупателя к требованию о проведении гарантийного ремонта, в этом случае важно не поддаваться на уговоры продавца, так как то требование которое покупатель укажет в претензии и будет рассматриваться продавцом, поменять его можно только в случае если продавец необоснованно не удовлетворил заявленное требование, либо нарушил срок его удовлетворения.

 

3. Поломка смартфона за пределами гарантийного срока.

В случае если смартфон вышел из строя за пределами гарантийного срока, но в пределах 2-х лет с момента покупки, потребитель имеет право на предъявление претензии продавцу и вышеописанных требований, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. То есть потребителю необходимо самостоятельно и за свой счет провести экспертизу гаджета. Если эксперт установит, что поломка произошла не по вине пользователя, продавец обязан удовлетворить требование заявленное потребителем. К претензии продавцу необходимо приложить копию экспертного заключения.

 

4. Поломка произошла сразу после покупки.

В случае если гаджет вышел из строя в течении 15-ти дней с момента покупки потребитель наряду с требованиями о ремонте и перерасчете покупной цены имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, даже если недостаток является несущественным.

 

В завершении темы настоящей статьи, хотелось бы также отметить, что в случае если продавец не удовлетворяет законные требования покупателя в указанные сроки, в судебном порядке с него могут быть взысканы пеня и штраф.

Неустойка  (пеня) составляет  1 % от  цены товара за каждый день просрочки, то есть, если цена гаджета 30 000 руб., пеня за месяц просрочки составит 9 000 руб.

Штраф – 50 % от присужденной суммы, например, если с продавца взыскана стоимость товара в размере 30 000 руб. и неустойка за 2-а месяца в размере 18 000 руб., то сумма штрафа составит 24 000 руб., общая сумма взысканная в пользу потребителя составит 72 000 руб.

Потребитель также имеет право на компенсацию морального вреда, вызванного неудовлетворением его законных требований, то есть такое требование может быть включено в исковое заявление. При этом в случае если суд установит обоснованность требований потребителя к продавцу, наличие морального вреда доказывать будет не нужно. Сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что, как правило, суды взыскивают небольшие денежные суммы в качестве компенсации морального вреда.

 

Настоящая статья составлена по состоянию на 08 сентября 2017 г.

Юрист Курск 2017 г.