Поломка смартфона — распространенная проблема возникающая в жизни современного человека.
В настоящей статье разъясняется как себя вести в рамках правового поля с продавцом товара, в случае поломки гаджета.
Информация содержащаяся в данной статье не относится к случаям когда поломка устройства произошла по вине потребителя — поцарапал, разбил и прочие механические повреждения.
Описанное в настоящей статье, применимо к любому виду технически сложного товара.
1. Поломка смартфона в пределах гарантийного срока. Дефект является несущественным.
Если поломка смартфона произошла в пределах гарантийного срока и дефект не является существенным, необходимо заявить письменную претензию продавцу, содержащую одно из следующих требований:
— о соразмерном уменьшении покупной цены;
— о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
У продавца необходимо получить экземпляр претензии с отметкой о получении, или же направить претензию заказным письмом с описью вложения по юридическому адресу продавца.
Продавец вправе провести проверку качества товара, при этом покупатель имеет право присутствовать при ее проведении. Рекомендую потребителю участвовать в проведении экспертизы и передавать смартфон непосредственно эксперту, так как если передать устройство продавцу заранее, возникает риск того, что нечестный продавец произведет со смартфоном какие-либо манипуляции исключающие гарантийное обслуживание, например — опустит его в вводу.
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара рассматриваются в течении 10 дней.
Ремонт производится в срок не более 45-ти дней.
Если по результатам экспертного исследования продавец пришел к выводу, что поломка смартфона произошла по вине потребителя, потребитель вправе оспорить ее результаты в суде.
2. Поломка смартфона в пределах гарантийного срока. Дефект является существенным.
Вначале разъясним вопрос о том, какой дефект смартфона может быть признан существенным:
В случае наличия у смартфона существенного дефекта потребитель имеет право заявить одно из следующих требований:
Срок рассмотрения требования — в течение 20-ти дней со дня предъявления требования.
Срок рассмотрения требования — в течение 10-ти дней со дня предъявления требования.
Срок рассмотрения требования о возмещении расходов потребителя на исправление недостатков товара — в течение 10-ти дней со дня предъявления требования.
Ремонт — не более 45-ти дней с момента предъявления требования, если соглашением сторон не предусмотрен более короткий срок.
Срок рассмотрения требования — в течение 10-ти дней со дня его предъявления.
Важно в претензии продавцу указать именно то требование, которое покупатель считает для себя наиболее выгодным. Как правило продавец склоняет покупателя к требованию о проведении гарантийного ремонта, в этом случае важно не поддаваться на уговоры продавца, так как то требование которое покупатель укажет в претензии и будет рассматриваться продавцом, поменять его можно только в случае если продавец необоснованно не удовлетворил заявленное требование, либо нарушил срок его удовлетворения.
3. Поломка смартфона за пределами гарантийного срока.
В случае если смартфон вышел из строя за пределами гарантийного срока, но в пределах 2-х лет с момента покупки, потребитель имеет право на предъявление претензии продавцу и вышеописанных требований, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. То есть потребителю необходимо самостоятельно и за свой счет провести экспертизу гаджета. Если эксперт установит, что поломка произошла не по вине пользователя, продавец обязан удовлетворить требование заявленное потребителем. К претензии продавцу необходимо приложить копию экспертного заключения.
4. Поломка произошла сразу после покупки.
В случае если гаджет вышел из строя в течении 15-ти дней с момента покупки потребитель наряду с требованиями о ремонте и перерасчете покупной цены имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, даже если недостаток является несущественным.
В завершении темы настоящей статьи, хотелось бы также отметить, что в случае если продавец не удовлетворяет законные требования покупателя в указанные сроки, в судебном порядке с него могут быть взысканы пеня и штраф.
Неустойка (пеня) составляет 1 % от цены товара за каждый день просрочки, то есть, если цена гаджета 30 000 руб., пеня за месяц просрочки составит 9 000 руб.
Штраф — 50 % от присужденной суммы, например, если с продавца взыскана стоимость товара в размере 30 000 руб. и неустойка за 2-а месяца в размере 18 000 руб., то сумма штрафа составит 24 000 руб., общая сумма взысканная в пользу потребителя составит 72 000 руб.
Потребитель также имеет право на компенсацию морального вреда, вызванного неудовлетворением его законных требований, то есть такое требование может быть включено в исковое заявление. При этом в случае если суд установит обоснованность требований потребителя к продавцу, наличие морального вреда доказывать будет не нужно. Сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что, как правило, суды взыскивают небольшие денежные суммы в качестве компенсации морального вреда.
Настоящая статья составлена по состоянию на 08 сентября 2017 г.
Юрист Курск 2017 г.